Также причиной тяжелой адаптации может быть отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают те дети, опыт которых был ограничен рамками семьи. Таким детям трудно знакомиться с новыми людьми, устанавливать с ними контакт. Он попросту может бояться большого скопления детей в группе. А если воспитательница при этом не помогает влиться в коллектив и проработать свои страхи, то привыкание затягивается.
Легче всего в детский сад идут не первые дети в семье. Бывает, что они уже в 1,5 года с радостью остаются в яслях, легко отпускают маму, любят играть и первыми идут на контакт.
А есть такие, кто и в 3 года не готовы: очень привязаны к маме, возможно длительное ГВ, повышенная тревожность, не может обслуживать себя самостоятельно.
По рекомендациям специалистов предлагаем вашему вниманию ПРАВИЛА ЛЕГКОЙ АДАПТАЦИИ к детскому саду.
РЕЖИМ.
Приводите его в порядок за несколько месяцев до детского сада — нервной системе нужно время для перестройки. Можно даже поинтересоваться в детском саду о распорядке дня и подстроиться заранее (прием пищи, дневной сон, ранний подъем и др).
САМООБСЛУЖИВАНИЕ.
Учите ребенка одеваться и обуваться, мыть руки и кушать самостоятельно. Многие родители с этим в корне не согласны, говорят, что в садике всему научат. Конечно. Только это дополнительный стресс. А дома вы можете отработать различные навыки в спокойной обстановке, в игровой форме. И ребенок будет чувствовать себя более уверенно.
РАЗГОВОРЫ, ЗНАКОМСТВО С ДЕТСКИМ САДОМ.
Играйте с ребенком в детский сад, читайте книги по этой теме, обсуждайте, рассказывайте, что его ждет, какой распорядок, кто там работает и др.
Гуляйте около детского сада и рассказывайте ребенку о том, что происходит на площадках (что детки гуляют без мам, им там весело, они много играют). Потом можно пройтись по территории сада и даже договориться о совместной прогулке. Сходите вместе на экскурсию, посмотрите группу, музыкальный зал, спортивный зал.
ПОСТЕПЕННОЕ ВЛИВАНИЕ В ДЕТСАДОВСКУЮ ЖИЗНЬ.
Первые дни вы можете находиться в группе с ребенком. А когда он познакомится с другими ребятами и будет чувствовать себя более-менее уверенно начинайте оставлять. Постепенно увеличивая время пребывания в детском саду (пару часов, до прогулки, до обеда, до полдника). И хорошо растянуть привыкание на целый месяц (если есть возможность), а не уложиться в неделю.
РАССТАВАНИЕ С РЕБЕНКОМ.
Утром по дороге в детский сад — обсуждайте что-то приятное, планируйте день. Определите ориентир, когда сможете забрать ребенка, только обязательно придите в это время, чтобы не повышать тревожность. Прощайтесь и уходите быстро. Долгие проводы — лишние слезы.
ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ.
Даже если вам кажется первые дни, что ребенок хорошо себя чувствует в новой обстановке, это может быть не так. Поэтому первые 2-3 месяца дома должна быть максимально комфортная психологическая обстановка. Сокращайте дополнительные эмоциональные стимулы (мультики, походы в гости, парки развлечений), чтобы нервная система ребенка могла справиться.
ПОДДЕРЖКА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
При любой адаптации — обязательна нужна поддержка организма витаминами и микроэлементами.